Фотовыставка Манабы Магомедовой открылась в Махачкале

17349729 1389812024372814 875155487172448482 o15 марта в музее истории города Махачкалы открылась выставка Манабы Магомедовой «Искусство фотографии. Дагестан и Грузия 1950-1970 годов».

Открывая мероприятие, директор Музея Зарема Дадаева отметила, что это первая фотографическая выставка в богатой творческой биографии Манабы Магомедовой. Она подчеркнула, что зрителям представлен Кавказ глазами выдающегося художника.

17359470 1389814221039261 2625011262731721393 o

Зарема Дадаева рассказала об экспозиции, которая объединила снимки, выполненные в поездках и экспедициях по Дагестану и Грузии в 1950-1970-е годы. По словам директора музея, фотоработы примут участие в Международном фотофестивале «Kolga», который номинировал автора на приз А. Роинашвили.

Министр по национальной политике Татьяна Гамалей в своем приветственном слове подчеркнула, что фотовыставка Манабы Магомедовой способствует налаживанию добрососедских отношений между народами Дагестана и Грузии, ее уникальный фотоархив – национальнальное достояние двух народов. «Манаба – труженница, художник – она дарит миру свой особый взгляд на мир и по-прежнему учит любить Дагестан», – добавила министр.

17310003 1389811171039566 4610862482306982558 oПо словам Татьяны Петениной, Манаба предстает перед зрителями серьезным этнографом, своеобразным летописцем эпохи, отражающей настоящий Дагестан: «Выставка представляет нам первую женщину-кубачинку – ювелира с мировым именем Манабу Магомедову с неожиданной стороны: «Более 100 черно-белых фотографий: Балхар, Гидатль, Чох, Гамсутль, Кахиб, вторая родина художницы – Грузия, и, конечно, родной Кубачи. Классическая дагестанская архитектура – не из учебника истории, а живая, настоящая: многоярусная планировка, плоские крыши, неразрывная связь с окружающим миром, лаконизм и сила духа.

17310012 1389811397706210 3158847923378011970 oМанаба не ищет эффектный ракурс, выигрышную позу, тем более, никогда не делает постановочных съемок – слишком честна она была в любой работе. Каждый кадр – это выхваченный из потока времени и гущи народной жизни фрагмент, единственный и неповторимый, и потому ему веришь абсолютно. Ее героини никогда не позируют, нередко запечатлены с невыигрышной стороны: со спины, сбоку, низко наклонившимися, так, что лица не видно, но их закутанные свисающими до земли черными или белыми покрывалами монументальные фигуры, их естественные позы говорят нам больше, чем это могли бы сделать глаза и губы.

17310140 1389811837706166 1307509924354213028 oСложно сказать, какая страна была дороже мастеру, но можно с уверенностью утверждать, что ни без Дагестана, ни без Грузии феномен Манабы Магомедовой не состоялся бы. Древняя и самобытная культура Грузии в чем-то схожа с дагестанской, что связано с принадлежностью обеих к кавказской цивилизации. Тем не менее, она имеет свое лицо. Суровость и монументальность, средневековая архитектура и народный костюм, горные пейзажи и лица людей, сцены труда и быта – все это перекликаясь и пересекаясь в каких-то сущностных аспектах, имеет свои различия и тончайшие градации, сравнение которых доставляет огромное удовольствие», – подытожила Татьяна Петенина.

17358739 1389811987706151 5561939039661010688 oНа открытии выставки фоторабот М. Магомедовой выступили первый заместитель главы администрации Махачкалы Запир Алхасов, директор ДНЦ РАН Магомед Магомедов, художник Ибрагимхалил Супьянов, искусствовед Татьяна Петенина, дочь Манабы Магомедовой Лейла Изабакарова, мастер-ювелир Гаджиомар Изабакаров и другие.

Яндекс.Метрика