В ПРЕДДВЕРИИ ФОРУМА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ МИННАЦ РД ПУБЛИКУЕТ МАТЕРИАЛЫ ИЗ КНИГИ А. МАГОМЕДОВА «ДАГЕСТАН И ДАГЕСТАНЦЫ В МИРЕ»

315103Из главы «Рекорд в Книгу Гиннеса или о причинах эмиграции»
После подавления восстания 1877 года большое количество дагестанцев покинуло свои родные места и уехало за рубеж. Особенно много семей эмигрировало из аулов Согратль, Цудахар, Кази-Кумух, Телетль, Агвали, Тинди, Ахты, Джакай, Кикуни, Гунух, Нукуш, Инхо, Муни, Хаджал-Махи, Урахи, Мамед-кала, Каякент, Маджалис и ряда других селений.


Николай I после окончания русско-турецкой войны писал генералу И.Ф.Паскевичу: "Кончив таким образом одно славное дело, предстоит Вам другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных".
Согласно предписанию императора, Паскевич приступил к "покорению" горцев Северного Кавказа. Но "усмирить” их ''навсегда'' царизм смог только спустя 34 года после долгой и упорной освободительной войны, которую вели горцы под руководством имама Шамиля.
Были и другие причины эмиграции. Провокационную роль, например, сыграла пропаганда эмиссаров из Османской империи. Сразу же после сдачи Шамиля в плен возникло на Северном Кавказе и в Дагестане движение за переселение в Турцию. Низкий уровень жизни, раздробленность и противоречивый характер общественных отношений, родоплеменные связи и культурная отсталость служили социальной и политической почвой для пропаганды переселения в Османскую империю. Как отмечает доктор исторических наук, профессор В.Г. Гаджиев, обращает на себя внимание, что жители Дагестана, где происходила многолетняя жестокая кровопролитная война, в отличие от своих северных соседей – адыгейских народов, не были втянуты в массовое выселение в Турцию. В Дагестане сложилась несколько отличная от Кабарды ситуация. С одной стороны, здесь турецкие эмиссары, проникающие на Северо-Восточный Кавказ, внушали горцам, что самодержавие насильно заставит мусульман края отречься от ислама и понудит принять христианство. И чтобы такое не случилось эмиссары предлагали переехать в Турцию, где халиф правоверных примет каждого мусульманина и тем самым спасет их на этом свете и в загробной жизни.
В прокламации, к примеру, османского эмиссара Мухамета Насарата от 1 июня 1864 года сказано: "С давних пор турецкие поданные, любя вас как детей, употребляли всевозможные старания помогать вам... Берите ваши семейства и все необходимые вещи, наше правительство заботится о постройке для вас дома, и весь народ принимает в этом деятельное участие денежными пожертвованиями... Получив назначение от правительства встретить и устроить вас, я ручаюсь за ваше спокойствие и безопасность".
Султан, обращаясь к горцам, писал: "Оставив свои жилища, поспешите ко мне немедленно, дабы не заслужить гнев Всемогущего Бога и победоносца султана".
Эти идеи разносили и распространяли услужливые перед халифом представители мусульманского духовенства и некоторые оппозиционно настроенные царизму лица из феодальных сословий. Все это сбивало с толку малосведущее в политике горское крестьянство, которое наивно рассчитывало избавиться от тяжелой жизни и обид на родине, уйдя на чужбину.
Значительным толчком для формирования движения за переселение в Турцию послужили и изменения, происходящие в социально- экономической жизни народов Кавказа. Стоило только обложить жителей Темир-Хан-Шуринского округа денежной податью, как активизировалось движение за переселение в Турцию. И все же одна из основных причин переселения горцев в Турцию кроется в самой национальной политике самодержавия.
Кавказские власти не скрывали своих целей, объявляя всенародно, что "выход горцев" в Турцию не возбраняется. Царизм же был не против избавиться от враждебно настроенного населения и получить для освоения новые обширные земли. К примеру, слобода Чапах и Алексеевка присвоили 600 десятин земли, отобранных у каранаевцев и ишкартинцев. Граф Воронцов-Дашков "заимел" в Дагестане 3314 десятин, генерал Лаза-рев – 765, помещик Кожевников – 5472 и т.д.
Все это и вызывало массовое переселение горцев, которое, в основном, совершилось в 3 этапа: первый – 1859–1862 гг., второй – 1863–1864 гг., третий – 1865 г. Волны переселения то подымались, то затухали, в общей сложности кавказских горцев (адыгов, абхазов, убыхов, абазин, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, осетин, карачаевцев, балкарцев) выселилось по разным данным от 1.800.000 до 3.097.949 чел. (Сегодня число выходцев с Северного Кавказа в этой стране достигает около 4 млн. человек.) Горцев Дагестана среди них было несколько десятков тысяч. Причем поток пересе-ленцев все более и более увеличивался. Вот почему весной 1865 г. правительство султана официально объявило, что без предварительного согласования оно не будет принимать кавказских выходцев. В связи с этим царское правительство в 1867 г. установило ежегодную норму выезда 250 семей. Это решение самодержавия несколько ограничило, но не было способно приостановить движение наших земляков в Турцию. Этот крайне гибельный для горских народов процесс прекратился стихийно.

Яндекс.Метрика