Тезисы к выступлению министра по национальной политике и делам религий РД Муслимова Э.С. на республиканской конференции «Активное общество - процветающий Дагестан» на тему «О взаимодействии органов исполнительной власти Республики Дагестан и институтов гражданского общества при принятии решений по социально значимым вопросам»
Добрый день, уважаемый Заур Асевович!
уважаемые коллеги!
Президент России Владимир Путин, выступая на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» ровно год назад, назвал сильное и ответственное гражданское общество основой суверенитета нашей страны.
И глава республики Сергей Алимович Меликов выступая на различных площадках постоянно акцентирует внимание на необходимости консолидации усилий власти и общества для решение возникающих проблем на основе взаимного доверия.
Сегодняшнее мероприятие проходит в условиях беспрецедентного давления на нашу страну со стороны недружественных стран в связи с проведение Специальной военной операции. В таких условиях возрастает роль некоммерческого сектора в реализации социально значимых и общественно полезных проектов в области защиты интересов уязвимых групп населения, оказания социальных услуг и продвижения в обществе ценностей солидарности и взаимопомощи.
Гражданское общество Дагестана на современном этапе – это динамично развивающееся сообщество, которое представляет собой поле взаимодействия большего количества различных некоммерческих организаций. В республике все более ярко проявляется самоорганизация как способность населения к активному социальному созидательному взаимодействию.
За последние годы в республике развитие институтов гражданского общества имеет поступательное движение. Ежегодно растет количество некоммерческих организаций, а также качество их работы.
Получили свое обновленное развитие формы общественно-государственного сотрудничества, создаются условия для развития социально ориентированных некоммерческих организаций, молодежных организаций и общественных советов, действует ряд республиканских программ, направленных на развитие гражданского общества.
Именно с конструктивным взаимодействием власти и общества связываются надежды для решения главной задачи – сделать жизнь людей лучше, а государство сильнее и эффективнее.
Безусловно, мы видим, как в последние годы ярко проявляются такие свойственные дагестанскому национальному характеру черты как человечность, доброта, готовность прийти на помощь. И это не только в случае поддержки участников СВО, что действительно очень важно и проходит по-настоящему масштабно. Справедливость высокой оценки душевных качеств наших людей подтверждается и при отправке гуманитарных грузов в пострадавшие от войны и землетрясения Сирию и Турцию, а также в акциях по сбору средств нуждающимся, больным.
Однако с другой стороны, достижения «третьего сектора» республики не сопоставимы с имеющимся потенциалом. А замечательные примеры ряда наших организаций, побеждающих в конкурсах на гранты Президента, в других общероссийских мероприятиях, или нескольких состоявшихся благотворительных фондов выглядят, скорее, как исключение из правил и работают больше вопреки существующим в республике условиям, нежели благодаря им.
Об этом говорят и статистические показатели численности общественных объединений или граждан, занимающихся волонтерской деятельностью (по этим индикаторам мы серьезно отстаем от среднероссийского уровня). В этом же все мы имели не раз возможность убедится в ситуациях, когда без участия общественности было не обойтись.
Для справки. По официальным данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации по состоянию на 19 июня 2024 года на территории Республики Дагестан зарегистрировано 3018 некоммерческих организаций.
Необходимо также отметить, что пропорционально охвату населения Дагестан заметно отстает от других российских регионов по числу некоммерческих организаций. Если в среднем по стране одна некоммерческая организация приходится на 690 человек, то в Дагестане – на 1 100 человек. По уровню и качеству развития некоммерческого сектора Республика Дагестан находится на 80 месте из 89 регионов (АППГ – 62 место).
К сожалению, некоммерческий сектор республики развит неравномерно. В Дагестане наблюдается территориальный дисбаланс в развитии институтов гражданского общества. Из 3 018 НКО РД более 50% осуществляют свою деятельность и зарегистрированы на территории города Махачкалы.
Для развития общественного сектора в республике созданы благоприятные условия. Важную роль по обеспечению конструктивного диалога между властью и обществом в республике играет Общественная палата, которая является площадкой для согласования общей позиции народа с властью и обеспечения согласия в дагестанском обществе.
Хочу особо отметить оперативное реагирование Общественной палаты на различные резонансные события, происходящие в республике, усилилась информационная составляющая в ее работе.
В Республике Дагестан также функционирует Совет при Главе РД по развитию гражданского общества и правам человека, Координационный совет НКО РД, общественные советы при органах исполнительной власти РД, муниципальные общественные палаты (советы), женские советы, деятельность которых является объективной необходимостью в формировании и развитии гражданского общества в регионе.
Сегодня большинством министерств и ведомств в той или иной форме и степенью интенсивности налажено взаимодействие с различными профильными общественными организациями.
Многие общественные институты участвуют в экспертизе законопроектов, в формировании региональных общественных советов органов власти, осуществляют общественный контроль.
Среди наиболее активных институтов гражданского общества в республике можно назвать различные общественные организации, благотворительные фонды, спортивные и молодежные организации, а среди актуальных вопросов – обсуждение эффективности реализации национальных проектов, работы строительной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, доступности и качества работы социальных учреждений, возможности развития на селе и другие.
Основной темой в работе многих общественных организаций с момента начала СВО стала помощь военнослужащим, мобилизованным гражданам, вынужденным переселенцам из Палестины и Белгородской области.
Министерство по национальной политике и делам религий РД совместно с органами исполнительной власти сегодня осуществляет взаимодействие со всеми крупными институтами гражданского общества, такими как Общественная палата, Союз женщин Дагестана, Волонтеры Победы, Совет старейшин при Главе Республики Дагестан, Совет при Главе Республики Дагестан по развитию гражданского общества и правам человека, Поддержка курса Главы Республики Дагестан, Российское военно-историческое общество по Дагестану, Муфтиятом Республики Дагестан, Махачкалинской епархией Русской православной церкви, Советом иудейских общин Дагестана и другими.
Активное взаимодействие также осуществляется и с вновь созданными крупными объединениями, такими как Память гор, Сила матерей, Комитет семей воинов Отечества и другими.
В 2022 году по инициативе Миннаца принято постановление Правительства, которым утверждено Типовое положение об общественном совете при органе исполнительной власти Республики Дагестан, согласно которому состав Общественного совета формируется на конкурсной основе и утверждается приказом руководителя органа исполнительной власти Республики Дагестан из представителей Общественной палаты РД, некоммерческих организаций, экспертного и научного сообщества и граждан, имеющих опыт работы в соответствующей сфере государственного управления.
Принятие нового Типового положения позволило в значительной степени систематизировать порядок работы и формирование состава указанных советов, то есть обеспечить единообразный подход ко всему процессу.
Вместе с тем, с учетом практики и анализа, Типовое положение требует внесения изменений и дополнений, а именно:
1) Предлагается сократить общую численность членов общественного совета от 10 до 15 человек (ранее от 11 до 36 человек). Данная норма вводится в связи с тем, что во многих органах власти число членов не достигает максимального количества (70%, т.е. у 23 из 30 составов общественных советов при ОИВ РД не превышает 15 человек).
2) Исключается включения в состав Общественного совета гражданина, являющегося членом Общественного совета, созданного при другом органе исполнительной власти (в настоящее время одни и те же лица входят в составы двух и более общественных советов).
3) Обязательным условием становится создание специального раздела на сайте органа исполнительной власти, посвященного деятельности общественного совета.
4) Предусматривается ежегодное выступление председателя Общественного совета с отчетом о деятельности Общественного совета на коллегии органа исполнительной власти.
Безусловно, имеются позитивные изменение в сфере информационной открытости общественных советов для обеспечения контроля над эффективностью работы совета на предмет соответствия его деятельности потребностям граждан.
Глава республики в своем Послании Народному Собранию РД отметил, что «Социальные сети становятся основным источником оперативной и достоверной информации для граждан, что снижает напряженность в обществе и повышает уровень доверия к власти. А значит, необходимо улучшить качество своих официальных страниц в социальных сетях для более эффективного информационного взаимодействия с жителями республики».
В данном контексте полагаю целесообразным отразить в резолюции нашей конференции в качестве предложения рекомендовать республиканским органам исполнительной власти и органам местного самоуправления создать официальные аккаунты общественных советов и муниципальных общественных палат в Телеграмм-канале с возможностью обратной связи.
В настоящее время официальные аккаунты общественных советов в Телеграмм-канале созданы при Миннаце РД, Минюсте РД, Минобрнауки РД, Минтуризм РД, Минмолодежи РД, Госжилинспеция РД.
Идет информационная война против нас. Наши противники, недруги, активно работают через социальные сети из-за рубежа. И нам надо усилить агитационно-профилактическую работу среди разных слоев нашего многонационального и многоконфессионального общества, в особенности молодежи Мы все должны понимать, что прозападные пропагандисты, ежедневно занимаются антиобщественными, антигосударственными, античеловеческими призывами, дабы расколоть изнутри наше единство.
Общественные организации, к сожалению, страдают тем же недугом, что и органы власти – работают с учащейся молодежью, а с не работающей и работающей – работают слабо. Нам всем необходимо усилить работу в данном направлении, в частности в спортивных залах, рабочих коллективах и т.д.
Мы, в текущем году, при поддержке проектов НКО, предусмотрели подготовку профилактических видеороликов для размещения в социальных сетях. Надо работать в
Важно отметить, что инициаторами появления отдельных общественных организаций в разные годы являлись непосредственно сами министерства. Это делалось для того, чтобы комплексно подойти к решению тех или иных вопросов, учесть позицию максимального количества заинтересованных участников. К примеру, были созданы Ассоциация производителей обуви Республики Дагестан (начало 2020 г.) и Ассоциация владельцев автозаправочных станций (конец 2018 г.).
В рамках проводимой совместной работы с Ассоциацией производителей обуви удалось добиться положительных результатов в отрасли. Снижены административные барьеры при реализации инвестиционных проектов.
В состав Ассоциации владельцев автозаправочных станций на сегодняшний день входят более 30 организации, представляющие интересы наиболее крупных участников рынка нефтепродуктов в Республике Дагестан (более 100 АЗС) и обеспечивающие более 20% потребностей республики в моторном топливе.
На самом деле, такие институты должны становиться постоянно действующим интерактивным каналом передачи в органы власти информации о том, что действительно волнует граждан и бизнес на местах.
Считаю, что подобную практику необходимо продолжить. У нас имеются такие актуальные вопросы как, например: качество питания в школах и детских садах, ликвидация аварийного жилого фонда, поддержка детей сирот, наведение порядка в сфере добычи общераспространённых полезных ископаемых, обеспечения безопасного движения на дорогах, сохранение исторической и человеческой памяти, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, воспитание социально ответственной молодежи, которые требуют усиления обратной связи и предметное обсуждение с привлечением институтов гражданского общества.
В целях обеспечения учета потребностей и интересов граждан и общественных объединений при осуществлении государственной энергетической политики при Минэнерго республики сегодня функционирует Общественный совет. Считаю, что представители данного Общественного совета сегодня должны более активно участвовать в решении наиболее чувствительных проблем в сфере электроэнергетики, предлагать точечные решения.
Немаловажная роль в повышении социальной роли и значении спорта, поддержания здорового образа жизни, воспитания молодежи сегодня принадлежит довольно широкому спектру республиканских общественных организаций, которые в плотном взаимодействии с Министерством по физической культуре и спорту республики работают внутри соответствующих коллективов, поднимая и решая насущные проблемы.
Напомню, что в рамках Петербургского международного экономического форума, который прошел в прошлом году, Правительством республики подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве по развитию дзюдо в Республике Дагестан с Общероссийской общественной организацией «Федерация дзюдо России» (Сергей Игоревич Соловейчик) и региональной общественной организацией «Федерация дзюдо Республики Дагестан» (Магомед Раджабович Джафаров).
В рамках соглашения в планах реализовать несколько пилотных проектов, таких как «Дошкольное дзюдо», «Семья чемпионов», «Школьная лига дзюдо», «Мой первый пояс» и иные проекты.
Безусловно, особое значение в ближайшие годы будет уделено развитию самбо в рамках подписанного соглашения с Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организацией «Всероссийская федерация самбо».
По линии молодежной политики хотел бы отметить, что созданный в 2020 году для оказания содействия населению в связи с распространением коронавирусной инфекции региональный волонтерский штаб «#МыВместе» сегодня обеспечивает оказание помощи военнослужащим и мобилизованным, участвующим в специальной военной операции, и их семьям. Количество волонтёров, задействованных в оказании помощи, – более 22 тыс. человек.
Наиболее яркие акции в регионе: «Письмо солдату»; «Посылка солдату». Студентами колледжей республики сшито более 500 единиц одежды, плащ-палаток, толстовок. На постоянной основе оказывается помощь и поддержка семьям военнослужащих и мобилизованных.
В современных условиях, развитие гражданского общества невозможно без развития добровольчества. Сегодня добровольческое движение является неотъемлемой частью гражданского общества.
В Республике Дагестан на платформе ДОБРО.РФ на сегодняшний день зарегистрировано более 61 000 добровольцев, из них 61% женщины, 39% мужчины (АППГ – 11125).
Наиболее развита система добровольческого движения в городах Махачкала, Хасавюрт, Каспийск, Избербаш, Дербент, Кизляр.
Для справки. Ресурсные центры поддержки добровольчества (волонтерства) функционируют в Ахтынском, Акушинском, Бабаюртовском, Дербентском, Сулейман-Стальском, Левашинском, Хасавюртовском районах и городах Махачкалы, Кизляр, Дербент, Хасавюрт, Кизилюрт.
Приведу еще ряд примеров принятия решений по социально значимым для республики вопросам в результате взаимодействия с общественными организациями.
В целях повышения уровня цифровых компетенций государственных и муниципальных служащих республики Минцифры ведется совместная работа совместно с АНО «Цифровая экономика», уже проведен ряд обучающих семинаров.
В целях анализа соблюдения на объектах туристской инфраструктуры нормативных требований по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения Минтуризмом образована экспертная рабочая группа, к работе которой привлечены представители Всероссийского общества инвалидов, общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других. По результатам работы экспертной рабочей группы разработан и размещен на сайте министерства перечень туристических объектов, доступных для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения.
По линии сельского хозяйства совместно с общественной организацией «Союз садоводов Дагестана» удалось добиться увеличения ставки субсидирования плодовых и ягодных питомников, занимающихся производством посадочного материала (саженцев) для плодовых культур. Также ведется взаимодействие с «Ассоциацией пчеловодов Дагестана» и «Ассоциацией фермеров Дагестана», предложения которых были учтены при подготовке и принятии закона «О пчеловодстве».
Дагвино активно осуществляется взаимодействие с Ассоциацией «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России». Проводится работа по разработке и согласованию дополнительных стандартов качества по виноградарству и виноделию Виноградо-винодельческой зоны «Дагестан», определению технических сортов, возможностей и ограничений при производстве винодельческой продукции с Защищенным географическим указанием (ЗГУ) и Защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП).
Совместно с АНО «Сад Памяти» по инициативе Федерального агентства лесного хозяйства в республике реализуются ключевые проекты России по направлению экологии. Так, с сентября 2019 года проводится Всероссийская акция «Сохраним лес», а начиная с 2020 года проводится Международная акция «Сад Памяти».
Агентство по охране культурного наследия находится в тесном взаимодействии с представителями экспертного сообщества, которыми оказывается неоценимая помощь в вопросах установки границ территории памятников археологии, оценки ущерба памятникам археологии, наносимого в процессе хозяйственного освоения территорий, получения технических заключений по объектам культурного наследия, требующим проведения срочных ремонтно-реставрационных работ и других.
Уважаемые участники конференции! Дополнительным подспорьем в работе «третьего сектора» является финансовая поддержка социально значимых и общественно полезных проектов и программ.
Показателем активности некоммерческого сектора является участие в конкурсах президентских грантов, как одного из действенных механизмов взращивания гражданского общества и формирования проектной культуры. За последние 9 лет 92 некоммерческих организаций Республики Дагестан стали победителями грантов Президента России на общую сумму более 120 000 000 руб.
За три года 11 проектов из Дагестана стали победителями Президентского фонда культурных инициатив на общую сумму более 74 715 842 руб.
По нашему мнению, данные цифры должно быть еще больше, но реальной проблемой для некоммерческого сектора региона остается низкая квалификация при подготовке социально значимых проектов, которая является результатом слабого участия в курсах по социальному проектированию. Кроме того, руководители НКО неохотно вводят в составы НКО молодых людей с креативным мышлением.
По инициативе Главы Республики Дагестан Сергея Алимовича Меликова в апреле 2023 года создана автономная некоммерческая организация «Центр поддержки гражданских инициатив Республики Дагестан» (далее – Центр) на базе которого функционирует Ресурсный центр некоммерческих организаций и принята соответствующая республиканская государственная программа «Развитие институтов гражданского общества в Республике Дагестан». Благодаря системной и последовательной работе Центра удалось дополнительно привлечь в республику через Фонд президентских грантов софинансирование в размере 13 291 339 рублей, которые будут способствовать динамичную развитию некоммерческого сектора региона.
Есть все основания полагать, что деятельность Центра, в обозначенной мною части, будет способствовать росту качества подаваемых проектов и увеличению привлекаемых средств.
В целом можно утверждать, что эффективность взаимодействия гражданского общества и органов власти республики постепенно усиливается, на мнения общественных организаций, движений органы государственной власти стали реагировать быстрее, а большинство общественных организации проявляют патриотическую направленность и действуют очень активно.