Миннац РД - 30 лет на страже мира и согласия В начале 90-х годов, в связи с нарастанием социального напряжения в обществе как результат известных политических и социально-экономических процессов, дагестанцы болезненно воспринимали разрушение основ экономики, резкое имущественное расслоение, заметную поляризацию населения по уровню доходов, возникновение межнациональных и социальных конфликтов, массовую безработицу. Сложившаяся ситуация осложнялась и тем, что отсутствовала гибкая социально-экономическая, в том числе национальная политика, направленная на обеспечение экономической и социальной стабильности на Северном Кавказе. Однако руководство республики не поддалось сиюминутным политическим веяниям и поставило задачу сохранить стабильность в сфере межнационального и межконфессионального сотрудничества. В этих условиях нужен был орган, который анализировал бы ситуацию и готовил экспертные оценки, прогнозировал риски, связанные с реализацией национальной политики и практически мог влиять на ситуацию в республике. 22 ноября 1990 года Парламент Дагестана поддержал предложение Правительства Республики Дагестан о создании республиканского органа, занимающегося национальной политикой, и принял решение об образовании Государственного Комитета ДАССР по делам национальностей. Госкомитет по делам национальностей ДАССР был создан по инициативе Председателя Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР М.М. Магомедова, который поддержал предложение правительства республики о создании принципиально нового органа в структуре исполнительной власти республики. Период его работы руководителем Дагестана был трудным с точки зрения стабильности в межнациональных отношениях. Распад Советского Союза, возникновение деструктивных национальных движений, разрыв экономических связей республики с другими регионами негативно влияли на межнациональную ситуацию в республике. 18 января 1991 года Председателем Государственного Комитета ДАССР по делам национальностей был назначен М. Гусаев. В последующем министр по национальной политике, информации и внешним связям РД, видный российский политик, интернационалист Магомедсалих Гусаев был одной из ключевых фигур на политической арене и среди министров Правительства Дагестана. Министерством по национальной политике и внешним связям РД в 1993 году была разработана и утверждена Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Дагестане, рассчитанная до 1997 года. Это была первая в Российской Федерации попытка, первый опыт программного обеспечения вопросов национального развития не только в Дагестане, но и в России. (Государственная Концепция национальной политики Российской Федерации, как известно, была принята только в 1996 году.) 30 лет, минувшие со дня создания Министерства по национальной политике и делам религий РД, - небольшой отрезок времени. Но он был до предела заполнен большими и важными делами. Сделанное в республике за эти годы в плане сохранения межнационального и межконфессионального мира и стабильности, укрепления на этой основе и экономической составляющей жизни дагестанского общества становится еще более очевидным, если сравнить тот исторический период, который обусловил необходимость образования министерства, с сегодняшним днем. История Дагестана не знает случая межэтнического и межрелигиозного конфликта, не ведает, чтобы один дагестанский народ воевал против другого или проявил национальную и религиозную неприязнь. Стычки между общинами или князьями разных национальностей случались нисколько не чаще, чем между говорившими на одном языке. После вторжения международных террористов в 1999 году сложившаяся ситуация была обсуждена в Государственном Совете РД, принято постановление «О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан». Одним из ключевых положений этого документа явилось решение по информационному обеспечению мер, принимаемых органами государственной власти и управления. В этих условиях первостепенная роль, бесспорно, отводилась Министерству по национальной политике, информации и внешним связям РД, которое выиграло эту информационную войну. Для многонационального Дагестана создание Федерального агентства по делам национальностей - знаковое событие в сфере национальной политики. Министерство по национальной политике и делам религий РД - ведомство, которое на протяжении 30 лет занимается вопросами сохранения межнационального мира и согласия в республике, популяризации традиционной дагестанской культуры, укрепления связей с российскими регионами и соотечественниками за рубежом, всегда нуждается в притоке живых мыслей, нового в государственном управлении в сфере национальной политики. Национальная политика, реализуемая в Республике Дагестан, - это система мер государства и общества, а также линия поведения граждан, направленная на укрепление развития сотрудничества и отношении созидания, недопущение в многонациональной сфере межнационального и межконфессионального недопонимания, вражды и конфликтов между народами. С 1994 года эту работу продолжило Министерство по национальной политике и внешним связям Республики Дагестан, переименованное в 1998 году в Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД. Идея создания структуры в системе исполнительных органов, курирующей национальную, информационную политику и внешние связи, была подхвачена и другими субъектами Российской Федерации на Северном Кавказе. Исторические традиции национального общежития дагестанцев основаны на древних корнях их генетического происхождения. Уникальность его состоит в том, что в процессе исторического развития все проживающие здесь народы как бы срослись в сложный по структуре, но устойчивый конгломерат, жизнедеятельность которого во многом определяется многочисленными кровнородственными, дружескими, партнерскими связями, реализуемыми в однородной экономической и социальной среде. Здесь вырабатывался и накапливался уникальный опыт взаимодействия, основанный на принципах народной дипломатии. Поэтому для Дагестана национальный фактор всегда был приоритетным, требовавшим и от государственной власти, и от общественно политических сил республики постоянного внимания к состоянию межнациональных и межконфессиональных отношений, умения вовремя найти нужные механизмы их урегулирования.