Исследователи пытались как-то объяснить самоназвание даргинцев еще в XIX веке, однако признавали неубедительность своих попыток. Итог дискуссиям подвел выдающийся языковед того времени П.К. Услар в своей работе «Хюркилинский язык». Указав, что этноним «даргва» относится к народным этническим и географическим названиям, он писал: «… настоящее значение (этого слова) остается непонятным: в известных пределах оно употреблялось как нарицательное…». Далее он отмечает, что слово «даргва» входило в название крупных традиционных политических объединений: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Хамур-Дарго, Уцми-Дарго (или Кайтаг-Дарго), Буркун-Дарго, Гуци-Дарго. Большинство из них складывалось из более мелких, так называемых «хуреба». Например, Акуша-Дарго состояло из «Акушела хуреба», «Цудкрила хуреба», «Усила хуреба», «Мухела хуреба», «Микхила хуреба», «Хюркрила хуреба». Слово «хуреба» имеет арабское происхождение, буквально означающее «пришлые». Объясняется это тем, что из газиев — добровольцев, стекавшихся в XI веке в Дербент со всех концов исламского мира, формировались отряды, ополчения, которые затем насаждали новую веру на прилегающих к Дербенту землях. Впоследствии это слово стало ассоциироваться со всяким ополчением людей, исповедующих ислам. У даргинцев «хуреба» буквально означает «ополчение, войско», и каждое объединение общин было способно сформировать военный отряд, рассматривалось именно как военно-политическая единица. Подобный принцип организации был присущ и другим народностям Дагестана. Например, аварские общинные союзы именовались «бо» («войско, ополчение»). «Дарго», «Даргиния» – это территориально-федеративное объединение группы соседних «хуреба», возникшее на основе ранней этнической общности. П.К. Услар замечает, что слово «Дарго» («Даргва») – общее название для нескольких бывших округов, которое, «быть может, происходит от «дарг» — внутренность». Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем «дарк» – внутренность, нутро. В массовом сознании народа «Дарго» понимается как «родина даргинцев», «сердцевина даргинской земли, а «даркан», «дарган» – как самоназвание даргинского народа. Это дает некоторое основание для реконструкции взгляда народа на самого себя в тот отдаленный период, когда он начал осознавать себя не просто как группу племен-соседей, а как некую близкородственную этническую общность. Итак, предки даргинцев считали своим отличием то, что населяют какую-то «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно отличать их, по-видимому, от жителей каких-то «внешних, наружных» земель. К этому «внутреннему» населению относили себя по меньшей мере жители всех «хуреба» Акуша-Дарго, Каба и Буркун-Дарго (Старое Дарго), Хамри-Дарго (бассейна р. Гамри, по крайней мере его горной части), Сирхи, Кайтаг-Дарго, Гуцо-Дарго. Таким образом, очерчивается «внутреннее территориальное ядро», заселенное предками нынешних даргинцев – пространство, ограниченное водоразделами рек Уллучай и Рубас на юге, долиной реки Шураозень на севере и бассейном реки Дарго-ХIерк на западе. Дарго-ХIерк – это народное название правого притока реки Казикумухское Койсу, впадающего в нее ниже Цудахара. Он берет начало на склоне горы Шунудаг, выше села Танты; на картах отмечен иногда как река Акуша или Акушинка. На самом деле население именует его чаще Дарго-ХIерк, а Акушинской речкой называют ее небольшой приток, впадающий в нее в пределах Акуша. На севере в состав Даргинии входит и Левашинское плато. К внешнему пространству, по-видимому, следует отнести те прилегающие земли, которые органично связаны с «внутренней территорией». Здесь свидетельством могут выступать и исторические сведения, и топонимика, и доныне существующие на них исконные даргинские села. В этом смысле интересно замечание лингвиста С.Н. Абдуллаева о том, что в прошлом жители Акуша-Дарго не включали в понятие «даргала» ни Кадар, ни Губден, ни Сирхи (ни даже Муйре, Мюрего и Кайтаг), не относили их к «внутренним» землям. В те времена вообще принадлежность к своему «хуреба» значила, по-видимому, даже больше, чем принадлежность к «дарго». Отметим, что даргинцев соседние народы обычно называют именем ближайшей к ним даргинской «земли» или крупного населенного пункта, – акушинцы, жолагинцы, цудахарцы… В долине Гамриозень археологи обнаружили древний город, называемый в народных преданиях Таргу, бывший когда-то крупным центром для прилегавших земель (по крайней мере для тех, которые были связаны в политическом отношении с государствами древнетюркских кочевников на предкавказской и приморской равнинах). Некоторые ученые предполагают, что глухой согласный «т» в начале этого названия появился лишь впоследствии, а вначале он произносился более звонко: «даргу», что, возможно, происходит от иранского «дар-и-гун» — ворота гуннов, подобно тому как нынешний Дарьял (ущелье верхнего Терека, соединяющее Грузию и Осетию) происходит от «дар-и-алан» – ворота аланов. Это древнее название «столицы» вполне могло превратиться в название земли и народа, в истории немало подобных случаев. Вспомним хотя бы римлян, названных от их столицы Рима, византийцев от древнего названия их столицы Византии, «московиты» от Москвы — так называли русских в средневековой Европе, этот список можно продолжить. Но здесь, конечно, следует признать, что возможность подобного происхождения названия «даргунты» нуждается в дополнительных, более строгих подтверждениях и остается пока предположением. Древний город Таргу, по всем данным источников, был одним из первых к северу от Дербента городов. Он расположен в среднем течении реки Гамриозень. Жителям окрестных кумыкских селений Алхаджикент и Мамааул город этот известен под именем Тергу-шахар, или Даргу. А даргинцы по названию этого города именовали свое княжество Хамур-Дарго. От вопроса о самоназвании, даргинцев логично перейти к проблемам языка и территории. Даргинский, как и большинство языков Дагестана, до последнего времени существовал как группа более или менее близких диалектов и говоров. Более того, лингвисты считают, что обособленность даргинских диалектов заметно сильнее и устойчивее, чем диалектные расхождения в других дагестанских языках. Иногда эти расхождения достигают такой степени, что люди разных селений вообще не понимают друг друга. Тогда лингвисты поставили вопрос о выделении особых языков – кайтагского, кубачинского как составляющих с даргинским родственную языковую группу. И, напротив, отмечают языковеды, внутри диалекта могут существовать отдельные говоры, которые не мешают их носителям понимать друг друга, но при этом легко отличить, из какой местности происходит говорящий. Для последнего периода истории Дагестана характерен процесс национальной консолидации по языку, а также по проживанию на компактной территории. Историческая необходимость в общем названии как раз и привела к тому, что термин «даркала», относимый в древности только к внутренним, горным частям даргинской этнотерритории, лег в основу общепринятого названия всего даргинского народа.