Кумыки – один из коренных народов Республики Дагестан. Самоназвание – къумукъ; от этого этнонима происходит русское и ногайское – кумык, чеченское – гъумки; у горских народов Дагестана экзоэтноним кумыков передается словами 'жители речных долин, равнин': по-аварски – лъараг|ал, по-даргински – диркьаланти, по-лакски – арнисса. Кумыки – самый крупный по численности тюркский этнос Северного Кавказа, насчитывающий более 500 тыс. человек (2010 г.), и второй по численности после азербайджанцев тюркский этнос Кавказа. В Дагестане проживает 432 тыс. кумыков, что составляет 14,9% всего населения республики. Их численность на территории России с 1897 по 2010 гг. выросла более чем в 6 раз. Они расселены компактно в основном в равнинных районах, на Приморской низменности, а также прилегающих к ним предгорьях, занимая обширный по дагестанским масштабам район своего исконного проживания, расположенный между реками Старый Терек на севере и Уллучай на юге. Административно кумыки проживают в основном в семи районах республики – Бабаюртовском, Хасавюртовском, Кумторкалинском, Буйнакском, Карабудахкентском, Каякентском, Кизилюртовском, а также в Кайтагском, но доля кумыкского населения в последнем невелика. Более половины всех кумыков сосредоточено в Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте и других городах и поселках. За пределами Дагестана, в ряде регионов России, проживает более 70 тыс. кумыков, или около 14% всех кумыков РФ. Во-первых, на исторически этнических территориях большими группами кумыки проживают в Гудермесском и Грозненском районах Чеченской Республики (более 12 тыс. человек) и Моздокском районе Республики Северная Осетия-Алания (более 16 тыс. человек). Во-вторых, немалая часть кумыков в последние десятилетия расселилась в других регионах Российской Федерации – Ставропольском крае (5,6 тыс. человек), а также в Тюменской обл. (около 19 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе–Югра (около 14 тыс. человек) и Ямало-Ненецком автономном округе (4,5 тыс. человек). Этому в немалой степени способствовали организованные и стихийные массовые переселения значительной части горцев на Кумыкскую равнину, значительно усилившиеся в последние десятилетия, следствием которых явились перенаселенность кумыкских земель и обострение проблем земле – и водопользования, конкуренция в трудоустройстве. Относительно крупные общины кумыков проживают также в г. Москве и Московской области (2,4 тыс. человек), Астраханской и Ростовской областях (по 1,4 тыс. человек), Волгоградской области, Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Краснодарском крае (по 0,9–0,6 тыс. человек) и г. Санкт-Петербурге (0,5 тыс. человек). В дальнем зарубежье кумыкская диаспора начала формироваться в основном после окончания Кавказской войны, во время массовых миграций народов Северного Кавказа в Османскую империю в 60-70-х гг. XIХ в. Именно с этого времени фиксируются относительно крупные общины северокавказцев, в том числе и кумыков, в Турецкой Республике, Иордании, Сирийской Арабской Республике и некоторых других странах мира. В ближнем зарубежье сегодня кумыки проживают в Республике Казахстан, Украине, Узбекистане, Туркменистане и Азербайджанской Республике. Этническая самоидентификация у кумыков появляется в раннесредневековый период вместе с первыми экзоэтнонимами (восходящими к их самоназванию – къумукъ), которыми обозначали предков кумыков. При этом обращают на себя внимание четко выраженное этническое самосознание у кумыков, которое зафиксировано в письменных источниках, начиная с ХI-ХIII вв., а также то, что уже ко второй половине ХIХ в. кумыки представляли собой относительно высококонсолидированный народ с развитыми этническими признаками: распространением единого эндоэтнонима, единого языка, наличием единого культурного ядра, регулярностью торгово-экономических и культурных взаимосвязей. Процесс этнокультурной консолидации не устранил деления на этнографические группы (брагунские, буйнакские, каякентские, моздокские, хасавюртовские кумыки) и субэтносы (башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы), которые сохранили некоторые специфические черты в культуре, быту, языке, фольклоре, впрочем, ныне не играющие существенной роли. Кумыки относятся вместе с другими ареально смежными тюркскими народами – азербайджанцами и туркменами – к древнейшему в Прикаспии, включая Восточный Кавказ, каспийскому типу большой европеоидной расы с примесью кавкасионского типа в некоторых группах. Говорят на кумыкском языке – одном из немногих старописьменных литературных языков Дагестана. Он вместе с крымско-татарским, караимским и карачаево-балкарским входит в куманскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков – составной части алтайской языковой семьи, насчитывающей от 200 до 320 млн носителей, проживающих на обширных пространствах от Средиземноморья до Тихого океана. Делится на диалекты: хасавюртовский, буйнакский, кайтагский, подгорный, терский, последний представлен на территории Чечни, Ингушетии, Северной Осетии-Алании. Нынешний литературный язык, имеющий общетюркскую средневековую (так называемый тюрки) письменную традицию, одну из наиболее давних на Северном Кавказе и в Дагестане, развился в дальнейшем на основе хасавюртовского и буйнакского диалектов. Родным считают язык своей национальности 98%, но владеют им 77,5% кумыков. Распространен также русский язык: им свободно владеют 92,5% кумыков. Местные тюркские племена, сыгравшие определенную роль и в этногенезе кумыков, в той или иной мере пользовались рунической графикой. Есть сведения о том, что еще раньше для хонов, одного из субэтнических подразделений протокумыков, которых традиционно отождествляют с азиатскими гуннами, еще в IV в. н.э. византийско-армянскими миссионерами была создана письменность, а в хазарский период – новая письменность на основе греческого алфавита; кроме того, каганы хазар использовали в переписке и древнееврейский алфавит. В связи с арабскими завоеваниями, проникновением в край ислама и исламской культуры с VIII-Х вв. здесь постепенно распространяется арабская графика, которая подвергалась реформе, приспосабливалась к звуковой системе местных языков, в том числе и кумыкского (аджам). В 1929 г. кумыкский язык был переведен на латинскую графику, а с 1938 г. – на русскую (кириллицу). В конце ХIХ в. выходят первые печатные книги на родных языках. Вместе с тем рукописная арабографическая традиция имеет гораздо более раннее распространение; к ее памятникам относится, например, «Дербенд-наме» (конец ХVI в.) – один из первых оригинальных источников по истории народов Дагестана. Начиная примерно с гунно-хазарского времени по первую треть ХХ в. тюркский язык предков кумыков, а затем и сам кумыкский язык служили языком межэтнического общения на Северо-Восточном Кавказе. Кумыкский язык, окончательно сложившийся в домонгольскую эпоху, кроме того, был официальным языком переписки народов Кавказа с русскими царями, представителями русской администрации, изучался в гимназиях и училищах Владикавказа, Ставрополя, Моздока, Кизляра, Темир-Хан-Шуры. В 1917-1918 гг. на национальных съездах народов Северного Кавказа кумыкский язык был принят в качестве официального языка. В 1923-1928 гг. тюркский (кумыкский) язык в Дагестане был государственным языком республики. Этническая история. Древняя история кумыков, как и других народов Дагестана, изучена недостаточно, поэтому в ней много «белых пятен», а нередко высказываются взаимоисключающие суждения. В связи с этим интересно, что ряд зарубежных крупных ученых этноним «кумык» и государственность кумыков обнаруживает на Кавказе и в Малой Азии еще до нашей эры (И. Джунатука, 3. Ватерман, Дж. Анадол, Ф. Кырзыоглу, Ю. Юсифов). В отношении тюркских племен на Древнем Кавказе к аналогичным выводам приходят и многие российские историки и филологи (Дж. Карабудахкентли, С. Токарев, JI. Лавров, С. Байчоров, И. Мизиев, К. Кадыраджиев, М. Джуртубаев, С. Алиев, А. Кандауров, К. Алиев, А. Аджиев). По мнению других ученых, основу этногенеза кумыков составляло местное дагестанское население, с глубокой древности занимавшее предгорья и прилегающие к ним равнины Дагестана и принявшее тюркский язык и отдельные элементы культуры пришлых тюркоязычных племен, начиная с первых веков нашей эры (В. Бартольд, Я. Федоров, С. Гаджиева, Г. Федоров-Гусейнов). Следует отметить, что фольклорный материал, как и языковой, свидетельствует о том, что местный тюркоязычный кавказский фольклор бытовал в Северо-Кавказском регионе с очень давних времен (нартский эпос, песни о Минкюллю, Карткожаке, мифологические произведения). Не случайно многие крупные ученые подвергли аргументированной критике «официальную теорию» об «отюречивании» кумыков. Образование кумыкской народности с ее нынешним кыпчакским языком относится к ХII-ХIII вв. Традиции государственности, сложившиеся в средневековый период, были продолжены и в последующее время, когда появились такие политические образования, как Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, в Северной (Засулакской) Кумыкии – Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, в нынешней Чечне – Брагунское княжество; южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал (шавхал), сюзеренитет которого признавался другими кумыкскими и иными владетелями Дагестана. В социальном отношении кумыкское общество состояло также из дворян, узденей различных категорий, крестьян разной степени зависимости, рабов и др. После окончательного присоединения Кумыкии к России высшая власть сосредоточивается в руках царского военного командования. С ХVI в. фиксируются тесные торговые и дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского городка (1589 г.) в устье Терека. После образования Дагестанской области (1860 г., центр – г. Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется политическая власть шамхалов, ханов и биев; вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства – Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области; на территории Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее Хасавюртовский) округ Терской области. Кумыки составляли основное население (более 60%) Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов, а в Кайтаго-Табасаранском округе – около 15% населения. В 1920 г. при создании автономной Дагестанской ССР Хасавюртовский округ вошел в состав республики, т.е. было восстановлено административное единство большей части территории проживания кумыков, разделенных в 1860 г. на две области, за исключением брагунских и моздокских (кизлярских) кумыков. Основные занятия. Ведущей отраслью хозяйства издревле считалось зерновое земледелие с трехпольной системой и чередованием посевов культур, искусственным орошением. Кумыкская равнина была житницей для немалой части населения горного Дагестана. Вторую отрасль хозяйства составляло животноводство с выращиванием крупного мясо-молочного и мелкого рогатого скота; разводили лошадей, буйволов. В ряде кумыкских селений получили развитие садоводство, бахчеводство, огородничество и виноградарство. Животноводство в основном являлось стационарным, но крестьяне ряда кумыкских селений прибегали и к отгонным формам содержания поголовья овец. Жители Нагорного Дагестана арендовали у кумыков зимние пастбища на равнине (кутаны), кумыки же пользовались летними пастбищами горцев на тех же арендных условиях. Эти отрегулированные многовековые традиции во многом способствовали сложению общности экономических интересов жителей Дагестана, рациональному разделению труда, исключению межэтнических конфликтов на базе земельных притязаний. Материальная культура. Основной тип поселения у кумыков – селение: юрт, гент, авул; последним термином чаще называются кварталы. На территории Кумыкии располагалось много древних и средневековых городов (Семендер, Беленджер, Таргъу, Эндери), здесь расположено большинство дагестанских городов современного типа (Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт). Существовал и хуторской тип поселений (отар, махи), которые обычно разрастались и превращались в селения. Жилище кумыков можно разделить на три основных типа: одноэтажное, полутораэтажное и двухэтажное. По внутренней планировке все комнаты располагались или в один ряд, или Г-образно (когда в доме больше двух комнат), или П-образно (при наличии более трех комнат). Комнаты обычно объединялись идущей вдоль главного фасада галереей. В кумыкском доме каждая комната имела свое назначение. Под кухню (аш уъй) отводилось самое просторное помещение. Имелась специальная комната для гостей – кунацкая (къонакъ уъй), состоятельные люди строили для гостей отдельные помещения во дворе. Дом отапливался камином. Мужской легкой нательной одеждой являлись туникообразная рубаха (гёлек) и штаны (иштан, шалбар). Поверх рубахи кумыки носили бешмет (къаптал), сшитый из темных (для зимы, для работы) и светлых (для лета) тканей. На бешмет или кавказскую рубаху надевалась черкеска (чепкен), которую шили из местных или привозных полусуконных, хлопчатобумажных тканей, реже – из белой верблюжьей шерсти. Зимой поверх бешмета или черкески надевали овчинную шубу (тон). Кумыкские феодалы и буржуа носили собольи, горностаевые, хорьковые, бобровые шубы из привозных русских мехов. Верхней одеждой, защищавшей от дождя, холода и ветра, служила бурка (ямучу). Обувь мужчин: носки из шерстяной пряжи (чорап), сафьяновые легкие сапоги (этик, маси), чарыки, башмаки и галоши из сафьяна или тонкой кожи на толстой подошве. Головным убором была овчинная папаха (папах, бёрк), а также башлык (башлыкъ). После присоединения Дагестана к России в кумыкскую среду стала проникать и привозная городская одежда европейского типа. Женская одежда: нательная одежда – ич гёлек и бюрюшме гёлек (длинные рубахи), в поясную одежду входили шаровары или широкие штаны (шалбар, иштан). Верхние платья: арсар (распашное платье), полша (нераспашное платье), къабалай (нарядное платье типа арсара). Зимой носили шубы. Обувь: шерстяные носки, чувяки, башмаки, кожаные галоши; от мужской обуви отличались нарядностью, изготовлялись более изящно, из более изысканных, ярких по цвету материалов. На голове кумычки носили повязку (чуткъу) в виде открытого сверху и снизу мешочка, сшитого из атласа, сатина или шерсти. Поверх чуткъу повязывали большой платок (явлукъ, тастар) – шелковый, шерстяной, тюлевый или ситцевый. Платки были весьма разнообразны, выбирались прежде всего с учетом возраста, обстановки (праздник, траур). В Дагестане кумычки традиционно считаются искусными кулинарками. Из блюд можно назвать следующие: хьинкал (имеет много разновидностей, в том числе къумукъ хьинкал, гьалпама и др.), шорпа, кюрзе, чуду, долма, пилав (аш), шишлик, къуймакъ, къувурма (бозбаш), чилав, тахана, гьалива. Большим разнообразием отличались также пироги, хлеб, оладьи, калачи, варенья, напитки. Обычный и калмыцкий (подсаливаемый) чай, кофе, какао, многие спиртные напитки у кумыков относятся к заимствованным напиткам. Общественный и семейный быт. Еще задолго до ХIХ в. кумыкский тухум (тайпа, къавум, джинс) претерпел глубокие изменения, хотя тухумные связи и в более поздний период продолжали играть значительную роль. В тухум входили только родственники по отцовской линии (обычно 100-150 чел.), степень родства имела большое значение. Значительную роль играли и некровнородственные связи: аталычество (воспитание детей в чужом роду), куначество, отношения со сводными братьями и сестрами. В ХIХ в. основным типом семьи кумыков была малая, хотя кое-где сохранялись неразделенные семьи или семейные общины численностью до 25-30 человек. Все члены семьи подчинялись главе, которым, как правило, был мужчина, старший по возрасту и пользовавшийся непререкаемым авторитетом, однако при решении важных вопросов ведущую роль играл семейный совет, в который входили все взрослые мужчины и некоторые старшие опытные женщины. Заключение брака и развод регламентировались шариатом. Брак заключался в 15-16 лет и старше. Переговоры с родителями девушки вело доверенное лицо – арачы, затем, после появления шансов на успешное сватовство, к родителям девушки посылались сваты (гелечилер). За невесту платили калым, одна часть которого у кумыков шла в пользу родителей, другая – на покупку приданого. Кроме того, муж должен был платить гебингъакъ, обеспечивающий жену и детей на случай развода или смерти мужа. Обручение (гелешив) отмечалось в торжественной обстановке. Для скрепления принятых сторонами обязательств родителям невесты вручалась какая-нибудь ценная вещь – белги. Свадьбу (той) кумыки отмечали торжественно, как правило, с приглашением всех односельчан. Жених находился в доме близкого друга, где также проходили торжества, но в более узком кругу. Традиционная система судопроизводства у кумыков была основана на адатах (обычном праве) и шариате (мусульманском праве). Главное место занимал адат, по которому разбиралось большинство дел: об убийстве, ранении, избиении, воровстве, поджоге, прелюбодеянии, похищении, ложной присяге, исковые дела. По шариату обычно разбирались дела о завещаниях, опеке, разделе имущества, брачные вопросы. Существовал и третейский суд (маслагьат), решение которого считалось окончательным. По важным делам созывался общий сход мужчин, где феодальная верхушка все же играла решающую роль. Духовная культура. С VIII-ХII вв. среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение имели христианство и иудаизм. Фольклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыков верховному богу Тенгри, божествам и духам Солнца, Луны, Земли, Воды. Сохранились устные рассказы, обрядовые песни о демонологических существах Албаслы, Суванасы, Темиртёш, Сюткъатын, Басдырыкъ, Сулагь. Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы фольклора. В героический эпос входят «Йыр (песня) о Минкюллю», восходящий к глубокой древности и в ряде характеристик сходный с эпосом о Гильгамеше, «Йыр о Карткожаке и Максуман» – памятник кумыкского нартского эпоса, «Йыр о Джаватбие», в котором, как и в огузском эпосе о Деде Коркуте, повествуется о борьбе героя с ангелом смерти Азраилом. В «Сказании о битве при Анжи» отражен период арабо-хазарских войн. Среди героико-исторических песен очень популярны йыры о народных батырах Айгази, Зоруше, Абдулле, Эльдаруше, а также о героях антиколониальной и антифеодальной борьбы в ХIХ в. (Шамиле, Дели Османе, Махти, Казибеке, Абдуллатипе). К сравнительно поздним жанрам кумыкского фольклора относятся казак-йыры (героические и философско-назидательные песни о вольнолюбивых казаках-дружинниках), такмаки и сарыны (четверостишия-состязания преимущественно любовного, шуточного характера), любовные (ашугские), юмористические и другие йыры. Богатством отличаются пословицы, поговорки, загадки. Литература кумыков начала развиваться в ХIV-ХV вв. (Умму Камал, Багдад Али, Мухаммад Аваби), однако значительного уровня достигла в конце ХVIII-ХIХ вв., когда появляются такие крупные поэты, как А. Какашуринский, Йырчи Казак, М.-Э. Османов, А.-Г. Ибрагимов. Большое развитие получает просветительская и революционно-демократическая литература (Н. и 3. Батырмурзаевы, Т.-Б. Бейбулатов, А. Акаев, М. Алибеков, К. Джамалдин, А. Дадав). В развитие дагестанской советской литературы огромный вклад внесли А.-П. Салаватов, Ю. Гереев, А. Магомедов, Б. Астемиров (один из создателей и первый председатель Союза писателей Дагестана), А. Акавов, А.-В. Сулейманов, А. Аджаматов, А. Аджиев, И. Керимов, Ш. Альбериев, М.-С. Яхьяев, М. Атабаев, К. Абуков, Бадрутдин Магомедов. По отцовской линии восходят к роду шамхалов Тарковских также выдающийся русский поэт Арсений Тарковский и его сын – всемирно известный кинорежиссер Андрей Тарковский. Кумыкский театр, являющийся первым из национальных театров Дагестана, был создан в 1930 г., на его сцене играли такие выдающиеся дагестанские актеры, как народная артистка СССР, лауреат премии им. Станиславского Б. Мурадова, народные артисты РСФСР и ДАССР А. Курумов, Т. Гаджиев, Г. Рустамов, С. Мурадова, М. Акмурзаев, И. Казиев. Широко известны имена Т. Мурадова, И. Баталбековой, 3. Алескендерова, Г. Бекболатова, Б. Ибрагимовой, У. Арбухановой, Б. Эльмурзаевой, Б. Осаева, М.-З. Багаутдинова. У истоков дагестанской, в частности кумыкской, профессиональной музыки стояли Т.-Б. Бейбулатов и Т. Мурадов, их традиции успешно продолжали Н. Дагиров, К. Шамасов, X. Батыргишиев, А. Аскерханов, С. Амирханов. Спорт. Традиционные виды спорта стимулировали развитие современных видов: в них отличились всемирно известный борец и артист цирка Ал-Клыч Хасаев (Рубин), а также Сали Сулейман Казанищенский, Али Казбек, чемпионы Олимпийских игр и мира по вольной борьбе Н. и А. Насруллаевы, С. Абсаидов, М.-Г. Абушев, чемпион мира по ушу-саньда 3. Гайдарбеков, чемпион Азии и мира по кикбоксингу среди профессионалов А. Порсуков, чемпионка России, СССР и мира по стрельбе из лука Махлуханум Мурзаева, призер чемпионата мира, трехкратный чемпион Европы по ушу-таолу, популярный актер кино Джамал Ажигирей. Наука. Из профессиональных медиков еще до революции особой популярностью пользовались Ю. Клычев и Т. Бамматов, а в советский период – чл.-корр. АМН СССР Р.П. Аскерханов, десятки докторов и кандидатов наук. Говоря о вкладе кумыков в развитие науки, отметим таких крупных ученых, как Мухаммад Аваби Акташи (автор «Дербенд-наме»), Аликулихан Валех Дагестани (поэт, составитель антологии «Сад поэтов»), Девлет-Мурза Шихалиев (этнограф), Ахмед-Саиб Каплан (политический деятель, автор более 10 монографий по истории и политике Турции), Шихаммат-Кади (крупный ученый-арабист), Абусуфьян Акаев (выдающийся просветитель, ученый, поэт, книгоиздатель, общественный деятель), Гайдар Бамматов (крупный политический деятель, автор «Лики ислама»), его сыновья: Нажмутдин (координатор по вопросам мировой культуры ООН, доктор теологии и гуманитарных наук), Темир-Болат (генеральный авиаконструктор Франции, советник по проблемам развития международной авиации). Назовем и другие имена известных ученых-кумыков: Мужаетдин Хангишиев (крупный авиаконструктор, дважды лауреат Государственной премии СССР), Мурад Капланов (главный специалист по космической технике, дважды лауреат Государственной премии СССР), Фахреттин Кырзыоглу (член Академии тюркской истории, автор многих монографий по истории древнего Кавказа и Ближнего Востока), Яшар Айдемир (профессор Калифорнийского университета, крупный физик), С.Ш. Гаджиева (крупный этнограф, профессор, автор многих монографий), Н.А. Алиев (академик, доктор сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда), А.И. Османов (крупный историк, чл.-корр. РАН, профессор), И.М. Абдулагатов (профессор Национального института стандартов и технологий США, крупный физик). В бурные годы революции и гражданской войны зачастую по разные стороны баррикад оказывались такие видные деятели, как У. Буйнакский, Дж. Коркмасов, Г. Бамматов, Н. Тарковский, С.-С. Казбеков, 3. Батырмурзаев. В битвах с фашистскими захватчиками из среды кумыкского народа, накануне войны насчитывавшего чуть более 100 тыс. человек, пятеро были удостоены звания Героя Советского Союза (А.Я. Абдуллаев, Ю.А. Акаев, И.А. Бийбулатов, Э.Б. Джумагулов, И.К. Султанов (Клычев) и один (А.И. Исмаилов, водрузивший вместе с двумя товарищами знамя Победы над рейхстагом) – Героя России, два кумыка (А.А. Датуев и А.А.Ширавов) стали полными кавалерами ордена Славы, два (Р. Килясханов и Г.Д. Рахматулаев) – участниками Парада Победы в Москве, многие тысячи кумыков были удостоены других высоких наград за героическую защиту нашей Родины. И в послевоенные годы представители кумыков внесли значительный вклад в укрепление обороноспособности страны, военное строительство (например, генерал-полковник Э.К. Цоколаев был командующим военно-воздушными силами на Дальнем Востоке, заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока). В последние годы ряд кумыков удостоен звания Героя России за мужество, проявленное в антитеррористических операциях. Современные проблемы. Кумыки в течение многовековой истории во всех сферах человеческой деятельности показывали себя как жизнеспособный, трудолюбивый народ, они внесли достойный вклад в развитие дагестанской, общероссийской и даже мировой культуры. Кумыкский народ и сейчас обладает достаточным внутренним потенциалом для дальнейшего развития. Однако за последние десятилетия в результате организованного и стихийного переселения населения из горных районов народы равнинной части республики – кумыки, ногайцы, русские (казаки) – лишились значительной части земель на своей территории, потеряли компактность проживания. В отличие от других народов Дагестана, кумыки не имеют теперь мононациональных районов, и в условиях, когда большинство ныне существующих, в том числе сельских, населенных пунктов стали многонациональными, возникли реальные перспективы деэтнизации кумыков. Стабилизация межэтнических отношений в Дагестане вполне реальна при учете проблем социально-экономического и культурного развития каждого народа. Очевидно, что решение проблем кумыкского народа тесно взаимосвязано с общедагестанскими проблемами и требует принятия безотлагательных мер, при этом главным является выбор правильного, оптимального пути развития.