Особо хотелось бы подчеркнуть, что здесь никогда не было войн между народами ни на национальной, ни на религиозной основе. Даже тогда, когда ислам стал основной, доминирующей религией в Дагестане, все остальные религии мирно продолжали сосуществовать благодаря исключительной веротерпимости дагестанцев. Надо с гордостью отметить, что в этом отношении Дагестан на много веков опередил многие страны христианской Европы, где веротерпимость была признана законом лишь в сравнительно недавнем прошлом, после того, как очистительная буря буржуазных революций пронеслась над ними. В истории Дагестана известен такой примечательный факт, когда Кайтагский уцмий (X в.) в пятницу посещал мусульманскую мечеть, в субботу – иудейский молельный дом, а в воскресенье – христианскую церковь. Аналог такому феномену трудно найти в мировой истории. Знакомство Одним из народов, населяющих Дагестан, являются таты. В нашей стране татами называют некомпактно живущие на Кавказе небольшие этнические группы, говорящие на одном, татском, языке (с небольшими диалектными различиями), относящемся к иранской группе языков. Эти группы имеют различные религиозные традиции (ислам, армяно-григорианство и иудаизм). Иудаизм исповедует подавляющее большинство дагестанских татов. (Речь идет о татах, исповедующих иудаизм, к которым в литературе нередко применяется термин «горский еврей» по географическому и религиозному признаку.) Арабские источники утверждают, что когда воины Багдадского халифата пришли в Дагестан с целью распространения новой религии – ислама, то они увидели здесь значительное количество населения, исповедующего иудаизм. Сегодня существуют разные точки зрения на то, когда и при каких обстоятельствах иудаизм проник в Дагестан. Но факт остается фактом: в Дагестане иудаизм существует с самых древних времен. Патриарх дагестанской исторической науки Расул Магомедов указывает: «Ираноязычная группа под названием «таты» веками живет на территории Дагестана, разделяя их исторические судьбы, восприняв большинство признаков его духовной и материальной культуры и традиций. При советском строе таты получили право считаться одной из народностей Дагестана, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции ДАССР (1997 г.)». «Таты – древний этнос, говорящий на татском языке (иранская ветвь) и исторически исповедующий иудаизм, – пишет Р.Абдулатипов в книге «Мой дагестанский народ». – Указать их численность в настоящее время сложно, поскольку многие из них записываются евреями и попадают в общую с ними графу национальности… Их численность заметно уменьшается, что плохо для Дагестана, ибо таты играли важную роль в культуре и искусстве Дагестана. Подавляющее большинство татов проживает в городах (98%), главным образом – в Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Кизляре». Места проживания Несмотря на различие веры, таты, исповедующие иудаизм (горские евреи – как их именовали), жили в добрососедстве и дружбе с мусульманскими народами Дагестана: аварцами, даргинцами, кумыками, лезгинами, табасаранцами, азербайджанцами. Это тем более примечательно, что вплоть до конца XVIII и начала XIX вв. почти все татское население Дагестана жило в аулах и селениях, занималось главным образом земледелием. Согласно историческим данным, еще лет 120 назад более три четверти татского населения жило в более 30 аулах и селениях: Чиркее, Эрпели, Дургели, Чирюрте, Буйнакске, Рукеле, Шараге, Бильгади, Маджалисе, Нюгеди (Янгикент), Нюгди, Ханжалкале, Мамраче, Араге, Мугарты, Аксае, Хошмензиле, Аглоби и других. Некоторые селения, аулы были целиком населены татами-иудеями: Нюгди, Хошмензиль, Жараг, Аглоби, Ханжел, Мамрач, Джалган, Сабнова. Дореволюционные путешественники особо отмечали добрососедские отношения между иудеями и мусульманами Дагестана. Так, путешественник И.Черный, в 1868 году побывавший на Кавказе, в Дагестане, в своих впечатлениях отмечал, что иудеи живут дружно с мусульманами, каждый мусульманин имеет своего кунака в селениях, где живут иудеи и, наоборот, каждый иудей имеет своего кунака в мусульманском селении. Об этом же свидетельствуют рассказы наших земляков старшего поколения. Идентично в этом отношении и суждение первого татского ученого-этнографа родом из дагестанского аула Тарки И. Анисимова, которое он приводит в своей книге, изданной в Москве в 1888 году, о том, что иудеи дружно живут в среде мусульманских народов: «Нередко горский еврей вступает с мусульманином в дружбу и, горячо поцеловавшись с ним, делается на всю жизнь его «курдашем» (братом). При этом они обмениваются оружием и дают друг другу священный обет не пожалеть головы в случае надобности для спасения друга». Главным источником таких добрососедских отношений было прежде всего то, что таты жили в одинаковых историко-культурных и социально-экономических условиях, в одних и тех же селениях, аулах, вели одинаковый образ жизни. И это нашло яркое отражение во всех сторонах их хозяйственной, семейно-бытовой и общественной жизни, особенно в их устном народном творчестве, в схожести, родственности, а нередко идентичности сюжетов и образов татского фольклора (чабан, пастух, пахарь, кечел, хан, кади, падишах и т.д.) с фольклором других народов Дагестана. Жизненный уклад Уклад жизни татов-иудеев до революции был полупатриархальным, с родовыми пережитками. Он характеризовался наличием родовых семейно-брачных отношений и полунатуральным хозяйством. «Традиционное занятие татов-иудеев: земледелие, садоводство, виноградарство и виноделие, торговля. Ремесла: изготовление сукна, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, джурабов», – пишет Р.Абдулатипов своей книге. Браки заключались в основном с учетом родственных связей: между двоюродными, троюродными братьями и сестрами. Старший по возрасту мужчина в роду был вершителем судеб, он решал все спорные вопросы, с ним советовались, к его слову прислушивались, он же выступал от имени рода при решении межродовых вопросов. Его именем клялись все члены рода (тухума). Существовали уважаемые, авторитетные тухумы, названные по имени их родоначальников: род Ханукаевых, Дадашевых, Сабаевых, Агаруновых, Шабаевых, Азизовых, Даниловых и т. д. И. Анисимов летом 1868 г. по заданию Московского археологического общества в течение трех месяцев совершил экспедицию по Кавказу с целью сбора сведений о жизни, быте, обычаях, памятниках и преданиях своих одноплеменников, их численности, роде занятий и т. д. Он побывал во всех без исключения аулах, селениях и городах, где они проживали, и в общей сложности, как он пишет, проехал «по горам верхом около 1200 верст». Обычаи, обряды Из того, что рассказывает И. Анисимов о религии своих одноплеменников, видно, что она в течение долгих веков представляла собой сочетание иудаизма с языческими верованиями – почитание языческих божеств, соблюдение языческих праздников, обычаев, обрядов. Был широко распространен обычай «исцеления» больного путем заклинания духов и изгнания их из тела с помощью огня – «терсбина». Наши предки верили в то, что причиной любой болезни являются злые духи, которые внезапно вселяются в человека, вызывая в нем неожиданный испуг («терс»). Чтобы изгнать злого духа из больного, на плоском куске железа разжигали небольшой костер из хвороста и крутили его над головой занемогшего со словами молитвы-заклинания: «Испугался ли ты леса, испугался ли ты воды, испугался ли ты тени, испугался ли ты змеи, шакала, волка, медведя, джинна, шайтана, Нумнегира (одно из татских божеств), пусть все твои хвори, болезни, будут извлечены из твоего тела этим огнем и улетучатся, как дым…». Самой страшной клятвой в устах верующего была клятва огнем: «Э жун эни г|этош! (Клянусь жизнью (душой) этого огня!)». Огонь считался священным. Для вызывания дождя, сохранения посевов от засухи, скота от падежа осуществлялись обряды «гудил», «шаами-васал» – с разжиганием костров, прыжками через них, песнопениями, заклинаниями-молитвами, чтобы огонь отгонял от них злых духов, защищал от сглаза, порчи и т.д. Особым вниманием пользовались дух Нумнегир (владыка семейной жизни), Ождогове-Мар (домовой), Сер-Ови (водяной), Дедей-Ол (гроза женщин-рожениц) и другие. Стойко держался обычай кровной мести, о котором говорит И. Анисимов. Согласно поверью, душа убитого будет вечно блуждать, скитаться по миру, не находя себе покоя и взывая о мести, пока кто-нибудь из его сыновей или племянников не убьет убийцу или одного из его близких родственников. Это считалось не только делом чести (намуса) сына, родственников, но и их священным долгом. Поэтому жители некоторых сел, где жили таты-иудеи, в частности с.Нюгеди (Кайтагский район), отличавшиеся большой воинственностью и любовью к оружию, даже в молитвенный дом – нумаз, вопреки запрету, ходили подпоясанными кинжалами и самодельными пистолетами (тапанчами). Бывали случаи, когда кровную месть приводили в исполнение даже во дворе нумаза. Адаты В основе морально-этического поведения татов, как и других горцев, лежали адаты (неписаные законы): беспрекословное подчинение слову старших, оказание при необходимости помощи селянину, не говоря уже о ближних, строгое соблюдение правил гостеприимства, многоженство. Женщины в семье и роду занимали в отношении мужчин подчиненное положение. Жена обязана была выполнять любое желание мужа, выходя из дома, должна была закрывать лицо и волосы платком, она не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома (нумазы). Девушек выдавали замуж за того, кого родители определяли в женихи. За невесту платили калым, свадьбы справляли торжественно, с музыкой, танцами. Имело место и похищение невест. Очень празднично отмечали рождение мальчика. На восьмой день совершали обряд обрезания (мило). Мужчина, не имеющий сына, считался несчастным (носил кушак бездетности). Одежда, кухня Одеждой таты всех вероисповеданий не отличались от других горцев: черкеска, бешмет, папаха. Они также носили холодное оружие – кинжал. Традиционная женская одежда: длинная рубаха, шаровары, длинное приталенное платье, верхнее распашное платье, платок, чувяки, серебряные украшения. Кухня татов состоит из разных блюд: назуке ипгар (тонкий хинкал), долма, душпаре, буглома жаги (рыба), герми ош (плов), тара (блюдо из зелени), кобоб (шашлык), хеледис (холодец), жаркое по-татски и другие блюда. Новое время Как у всех народов нашей республики, коренные изменения произошли в жизни и быту татского населения в годы советской власти. Была ликвидирована сплошная неграмотность, созданы татские школы, издавались учебники на татском языке, готовились учителя родного языка. С мая 1928 года начала выходить первая республиканская газета на татском языке «Захметкеш». Появились первые представители татской интеллигенции: И. Анисимов, Н. Анисимов, Е. Мататов, А. Бинаев, Р. Разилов, И. Беньяминов, Д. Бахшиев, Я. Агарунов; поэты, писатели: Б. Гаврилов, М. Матаев, Ю. Семенов, Д. Атнилов, Я. Ильягуев, М. Дадашев, М. Бахшиев, X. Авшалумов, А. Семендуев и другие. На смену им шло более молодое поколение: С. Изгияев, М. Дадашев, Ш. Сафанов, Ф. Бахшиев, 3. Семендуева, М. Гаврилов, Б. Сафанов, А. Кукулиев, Б. Ханукаев, Л. Амиров, Н. Гилядов… В суровые годы Великой Отечественной войны вместе с другими сыновьями и дочерьми Дагестана страны они мужественно встали на защиту Отечества. Многие из них за свои подвиги на фронте удостоены орденов и медалей. Шатиэлю Абрамову и Исаю Иллазарову за проявленные исключительные мужество и стойкость присвоено звание Героя Советского Союза. По праву гордится наш народ прославленным земляком, знаменитым хирургом, имя которого известно всему миру, Героем Социалистического Труда Гавриилом Илизаровым. В последние годы в силу ряда социально-экономических причин – развала СССР, неуверенность в завтрашнем дне, тревоги за будущее детей – многие представители этой народности, впрочем, как и многих других, покинули родные места. Представители нашего народа внесли большой вклад в развитие различных сфер народного хозяйства республики. С чувством гордости можно сказать о том, что 7 человек – членов дербентских колхозов – за свой труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них первая женщина Гюльбоор Давыдова. Таты в различное время возглавляли в Дагестане министерства, управления, учреждения: министрами местной промышленности были И. Измаилов, Х. Абрамов, И. Нахшунов, пищевой промышленности – С. Якубов, директором консервного комбината – Г. Ягданова, зам. начальника отделения СКЖД – И. Кукулиев, зам. генерального директора АО «Дагнефть» – В. Давыдов, директором ОАО «Дагестанский коньячный комбинат» – П. Мишиев, главным инженером «Дагрыбы» – Я.Абрамов, председателем торговой палаты – А. Юсуфов, начальником Управления по делам издательства, полиграфии и книжной торговли – Н. Данилов и ряд других наших земляков. Активно трудились они в культурной и научной областях не только Дагестана, но и страны. Ученые, профессора, врачи, политики, артисты: И. Ихилов, Г. Мусаханова, Б. Нувахов, М. Мататов, А. Ханукаев, И. Урилов, М. Якубов, Ю. Бабаев, М. Азизов, Ш. Абрамов, А. Якубов, Д. Шаулов, Л. Авшалумова, С. Пинхасов, М. Адиньяев, Я. Кукулиев, Д. Бахшиева, С. Кукулиева, М. Нахшунова, Н. Авшалумова и многие другие. В историю культуры и искусства вписали свою страницу народный артист СССР Танхо Израилов, создатель прославленного государственного академического ансамбля танца «Лезгинка», Иосиф Матаев, Шалуми Матаев; композиторы, певцы – Д. Ашуров, В. Шаулов, X. Ханукаев, А. Шалумова, Б. Мататова, М. Матаева, Р. Изъяев, В. Шербатов, А. Авдалимов, М. Шербатова, М. Рабаев, Г. Сосунов; гармонист-виртуоз П. Иримов; художники, скульпторы – А. Ягудаев, М. Мушаилов, Б. Шалумов и др. Религиозная жизнь дагестанских иудеев подчинена законам и регламентам своей религии. Председателем иудейской общины на протяжении многих лет является Шими Дибияев. И сегодня таты достойно представляют свой народ, в каком бы уголке республики, страны они ни трудились.